" разное "
Нет комментариев
Предостерегай от запретного в меру своих сил
Одним из больших грехов является оставление «амр биль ма’руф и нахью ан мункари» - повеление благого
Вниманию читателя предлагается перевод относительно оставлении «Амр биль Маъруфа» с книги «Шарх Мафруз» Мухаммад Тахир аль-Карахи.
Одним из больших грехов является оставление «амр биль ма’руф и нахью ан мункари» - повеление благого
и предостережение от запретного в меру своих сил, будь то рукой, языком или сердцем.
Передал ан-Насаи:
من رأى منكم منكرا فغيره بيده فقد برئ ومن لم يستطع أن يغيره بيد فيغيره بلسانه فقد برئ ومن لم يستطع أن يغيره بلسانه فغيره بقلبه أي أنكره به فقد برئ وذلك أضعف الايمان أي ليس وراءه الا الكفر
«Тот из вас, кто увидел порицаемое, и изменил это своей рукой, тот не причастен ( к нему), а тот, кто не смог исправить рукой, и исправил языком, то и он не причастен (к нему), а если не смог изменить языком, и изменил [упрекнул] сердцем, то и он не причастен (к порицаемому), и это – самая низкая (минимальная) степень веры[1]». То есть, после этого нет ничего, кроме неверия[2], наоборот, оставление повеления благого и порицания запретного может привести человека к неверию. Поистине, последний вид порицания, т.е., который исходит от человека, и который находится на грани имана – это порицание запретного сердцем, а когда отсутствует порицание греха [запретного] сердцем, то он впал в противоположное иману, то есть впал в неверие.
Асбахани передал:
لا تزال لا اله الا الله تنفع من قالها وترد عنهم العذاب والنقمة ما لم يستخفوا بحقها قالوا يا رسول الله وما الاستخفاف بحقها قال يظهر العمل بمعاصى الله تعالى فلا ينكر ولا يغير انتهى
«Не перестанут слова «Нет божества, которому следует поклоняться, кроме Аллаха» приносить пользу сказавшему их, и отталкивать от него страдания и бедствия, пока он не пренебрежет их правом»
Сподвижники спросили:
«А что является пренебрежением их прав?»
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«(Человек) будет явно совершать греховное, и (никто) не будет его порицать и изменять»[3].
Заключение:
В книге имама Суюти «Джами’у Сагир» передается хадис:
اذا رأيت الناس قد مرجت عهودهم وخفت أمانتهم وكانوا هكذا وشبك بين أصابعه فالزم بيتك وأملك عليك لسانك وخذ ما تعرف ودع ما تنكر وعليك بخاصة أمر نفسك ودع عنك أمر العامة
«Когда ты увидишь, что люди нарушают свои договоры, утратили доверие и стали такими…» - после чего Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сплел кончики пальцев - «…то ты пребывай в своем доме, придерживай свой язык, совершай то, что знаешь (из положений религии) и оставь то, что порицаешь. И придерживайся того, что связано с тобой, оставив дела народа (всеобщие дела)!»[4] Имам Манави пишет что под словом «дела народа» имеется виду дела всех людей, и что не подразумеваются только простолюдины. И когда будет видно, что не исправляется порицаемое от порицания его, из-за того, что оно распространенно, или же ты боишься за себя или за кого-то другого, или же есть вероятность того, что произойдет другое запретное по причине твоего порицания, то в этих случаях тебе разрешено оставить его, и порицать сердцем. И это рухса (разрешение в) оставлении «амр биль ма’руф» дается только тогда, когда злодеев стало много и хороших (набожных) людей стало мало.[5]
Фаида (полезное примечание):
В книге «аль-Хульят» приводится от Анаса, да будет доволен им Аллах:
يأتى على الناس زمان يدعو فيه المؤمن للعامة فيقول الله تعالى أدع لخاصة نفسك أستجب لك وأما العامة فانى عليهم ساخط
«Придет время, в котором мусульманин будет просить для всего народа и Аллах ему скажет: «Ты проси для себя, и Я отвечу тебе, а что касается народа, то Я зол на них»[6].
[Мухаммад Тахир аль-Карахи, «Шарх Мафруз», 639 стр.] taalib
[1] Насаи 5009
[2] Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Заваджир» пишет, что некоторые ученые, такие как имам Ахмад, считают что оставление повеления благим и отстранения от запретного сердцем является неверием. Kaynak: http://www.poznayteislam.com - Предостерегай от запретного в меру своих сил
[3] Ибн Хаджар аль-Хайтами «Заваджир», 2/273
[4] Имам Суюти «Джамиу Сагир», 1/57
[5] Имам Манави «Файзу Кадыр», 1/353
[6] «Хульяту аль-Авлияъ», 6/175
13