" Бог "
Нет комментариев
Как нужно понимать выражение «нога Аллаха» упоминающийся в хадисах?
Впадет ли в куфр (неверие) тот, кто посчитает верным прямой смысл таких хадисов, и придаст Аллаху определенную форму?
Ответ:
Не дозволяется размышлять о сущности Аллаха и придавать Ему определенную форму. Человеческий ум не в силах постичь Его сущность. Потому что нет никого, кто был бы похож на Него и нет никого равного Ему. (Ихлас,1-5) Взоры не могут постичь Его, (Скот, 103) Поскольку ум может постичь и понять только материальные вещи. А Аллах не является материей. Все вещи, которые мы опознали и всё что мы пока не смогли опознать нашими органами чувств, были сотворены Аллахом, который далек и выше всех недостатков. А творения не являются частью творца и не могут быть похожими на него. (Подробная Исламская Энциклопедия)
Анас бин Малик (Да будет доволен им Аллах) передает, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Ад скажет: «Нет ли добавки?» (Каф, 30) после чего Аллах поставит свою ногу в ад. И тогда ад воскликнет: «Ради Твоего величия, достаточно, достаточно» и в результате одна часть ада втиснется в другую.» (Бухари, Тафсир-уль Куран: 282)
В другом хадисе сказано:
«В тот день Мы скажем Геенне: «Заполнилась ли ты?». Она скажет: «Нет ли добавки?»» (Каф, 30) и тогда Господь поставит свою ногу туда и части ада соединятся. И тогда ад воскликнет: «Ради Твоего величия, достаточно, достаточно». А в раю останутся свободные места. И Аллах создаст новые творения и поместит их в эти свободные места.» В хадисе от Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах) сказано:
«В раю останутся столько свободных мест, сколько пожелает Аллах, а после Аллах сотворит новые создания для заполнения этих мест в том количестве, в котором Он пожелает.»
Эти хадисы переданы от различных передатчиков в книгах Бухари «Китабу’т-Тафсир» и «Китабу’ль-Айман ве Нузур»; хадис от Анаса был передан в книге Тирмизи «Китабу’т-Теисир» а также в книге Насаи «Китабу’ун-Нуут».
Эти хадисы являются знаменитыми хадисами о качествах Аллаха. Исламские богословы разделились на две группы называемые муфавви’да и муаввила. Последователи группы муфавви’да утверждают, что истинный смысл этих хадисов знает только Аллах. Большинство саляфов (последователей пути пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников) придерживались этого мнения. Они веровали в истинность слова и утверждали что истинный смысл слова известно только Аллаху. Потому что видимый смысл слова абсурден по отношению Аллаху. Муаввила это группа тех, кто занимались таавилом (символико-аллегорическим толкованием). Большинство мутака́ллимов (придерживающие дисциплины Калам (рационалистической теологией)) следовали этим путём.
Имелись разногласия между этими группами относительно выражений рука и нога Аллаха проходящих в хадисах и в аятах. Некоторые мутакаллимы утверждали, что слово нога проходящее в хадисе использовано в смысле мутакаддим (поставить). В арабском языке дозволяется это делать. В этом случае хадисе имеется в виду, что Аллах поставит некоторых приговоренных к пребыванию в аду на поверхность ада. А некоторые из них придерживались мнения, что нога означает ноги некоторых Его рабов. То есть Аллах поставит ноги некоторых своих рабов на поверхность ада. Слово кадам (нога) по мнению некоторых из них означает имя какого-то существа или название места. А некоторые утверждали, что слово кадам происходит из слова кудум и означает такдим (предлагать). В этом случае хадис означает, что Аллах предлагает аду людей, чтобы тот мучил их.
Другие же мутакаллимы утверждали что выражение «поставить ногу» означает «хватит, этого достаточно».
Кади Ийяз сказал: «Самым лучшим тавилем (толкованием) этого выражения является то, что слово кадам в данном случае означает племя заслуживший ад. Не следует понимать это слова в его прямом смысле. Потому что утверждать, что Аллах имеет органы это абсурдно. И в этом вопросе имеется неопровержимые далилы (доводы).» (Сахих-и Муслим, Рай:13)
poznayteislam. Kaynak: http://www.poznayteislam.com - Как нужно понимать выражение «нога Аллаха» упоминающийся в хадисах?ru